Меню
12+

Газета "Дербентские новости"

21.01.2021 11:19 Четверг
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Уникальное разнообразие культуры народов Кавказа и загадки древнего сооружения в Дербенте

Автор: Дмитрий Геворкьян

О готовящейся сдаче Арцаха знали, но молчали

О готовящейся сдаче Арцаха знали, но молчали

Это уникальное место, в котором были сосредоточены истоки многих событий мировой истории и культуры. Достаточно сказать, что здесь зародились и веками сосуществуют центры мировых религий – иудаизма, христианства и ислама. В 2003 году средневековое архитектурное наследие Дербента было внесено в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Не случайно и то, что в 2006 году город получил диплом ЮНЕСКО «за вклад в достижение толерантности и ненасилия».

19 ноября 2020 года в Дербенте, в здании армянской церкви Святого Всеспасителя (1870), в которой ныне располагается музейная экспозиция, состоялась международная научная конференция по истории христианства. Ее организаторами выступили Комиссия РФ по делам ЮНЕСКО и мэрия города при поддержке властей Дагестана. Основной целью форума стало освещение новых фактов и версий о подземном сооружении в цитадели Нарын-кала.

Сама крепость Нарын-кала и прилегающая система стен были возведены в VI веке. Академик С.Т. Еремян писал о том, что еще в начале V века иранские Сасаниды включили ослабевшее от их нападений Албанское царство и сопредельные провинции Утик и Арцах в одну административную единицу, за которой сохранилось название Албания, или Арран, или Алуанк, при этом позднее средневековые авторы стали называть часть этой территории Армянской Албанией. Нападения кочевников побудили правителей из династии Сасанидов начать строительство стен в Дербенте. Для охраны этого защитного пояса местных сил было недостаточно, поэтому сюда были переселены целые племена, которые обосновались у важных опорных пунктов как вооруженное население. Из таких племен в источниках упомянуты таты, дейлемцы, лагичи и курды, а арабский географ Ахмед ибн-Вадыха Испагани, описывая дербентскую стену, писал: «Говорят, что мужчины из жителей Армении обязаны охранять эту стену и ворота».

При этом Дербент был одним из центров раннего христианства. Первым христианским епископом (католикосом) на территории Кавказской Албании, которая включала современный Южный Дагестан, был внук святого Григория Просветителя отрок Григорис, погибший за веру от рук язычников вблизи Дербента еще в начале IV века. Во второй половине V в. албанский царь Ваче II сделал Дербент главным христианским оплотом Албании в борьбе с зороастризмом. Историк VII века Моисей Каланкатуаци в «Истории страны Алуанк» писал, что Ваче был христианином по отцовской вере, затем его заставили перейти «в веру магов», но он решил вернуться к христианству, выразил открытое неповиновение персидскому царю Перозу. В этом же источнике сообщается, что в Дербенте некоторое время находилась резиденция главы Албанской христианской церкви.

Историки полагают, что именно от тех времен дошел уникальный объект, который сегодня находится в дербентской крепости Нарын-кала. Он известен как «раннесредневековое крестово-купольное сооружение» и до последнего времени находился полностью под землей. По поводу постройки и назначения загадочного исторического объекта в научной литературе существуют две точки зрения. Сторонники одной считают, что сооружение изначально строилось как крестообразная цистерна для воды. Другие ученые считают, что форма памятника (ориентированный по сторонам света правильный крест) не имеет аналогов среди водохранилищ Дербента и других регионов.

Последние по времени исследования археологов под руководством профессора Александра Кудрявцева проводились в 2013–2015 годах. По его словам, раскопки показали, что здание не было вырублено в скале, как предполагалось ранее, а оказалось погребено под культурными слоями цитадели, относящимися к V–XIX вв. Никаких следов водоводов в культурных напластованиях V–XVI вв. не было обнаружено, а в слоях XVII–XIX вв. выявлены остатки трех систем водоснабжения из керамических труб и каменных желобов. По данным Кудрявцева, в V–VII вв. сооружение возвышалось над уровнем земли не менее чем на 8–9 м, памятник превратился в водохранилище лишь с XVII–XVIII веков, когда он был основательно перестроен. Крестообразная планировка и строгая ориентация памятника по сторонам света, его расположение в центре цитадели в самой высокой ее точке позволяют считать сооружение христианским храмом, имеющим аналогии с крестово-купольными храмами Закавказья V–VII вв. Такова предыстория международной конференции, на которой был заслушан доклад профессора Кудрявцева и оглашены новые экспертные данные об объекте.

В выступлении Виктора Мыца, ведущего научного сотрудника сектора архитектурной археологии Государственного Эрмитажа, была выдвинута версия о том, что сооружение изначально создано как мартирий – храм либо часовня над местом гибели или захоронения мученика с примерной датировкой конец V – начало VI века. Автор доклада считает, что первоначальная техника строительства характерна для ранневизантийской архитектурной школы (V–VII вв.), затем, вероятно, после обрушения кровли (Х–ХI вв.) было сооружено новое стрельчатое перекрытие, характерное для персидского, армянского и грузинского культового зодчества. По словам Мыца, в пользу возведения мартирия византийским зодчим указывает и то, что его размеры можно точно пересчитать, используя византийский фут (0,318 м), а о том, что памятник – это мартирий, а не церковь, говорит отсутствие апсиды в восточной части. Автор отметил, что мартирии в большинстве случаев примыкали к крестово-купольным церквям, поэтому под поверхностью вблизи может скрываться более внушительный христианский храм. В докладе Дмитрия Шишкова, специалиста по геофизике и цифровой археологии, научного сотрудника МФТИ, были оглашены результаты обследования подземного сооружения в Нарын-кале методом радиографии, проведенного в 2018 году. Как и в ранее обследованных им и его коллегами древнеримских и хазарских памятниках, здесь были обнаружены зоны, куда были проведены желоба с подогретой водой. Доклады вызвали оживленную дискуссию участников конференции – экспертов ЮНЕСКО, археологов, специалистов по истории и теории архитектуры. При этом все выступившие сошлись во мнении, что для научного анализа новых версий необходимо провести на территории цитадели обстоятельные археологические исследования с применением новейших методик и средств. Присутствовавшие на конференции советник генерального директора ЮНЕСКО Мунир Бушенаки и ответственный секретарь Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО Григорий Орджоникидзе заверили участников, что доведут эту позицию до руководства организации и властей России. Выступивший на конференции посредством видеосвязи директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский призвал учиться красоте разнообразия Кавказа, где за века истории сложилась уникальная палитра культур и религий, а также создать систему мониторинга состояния памятников, принять все меры для восстановления тех из них, которые пострадали в ходе вооруженных конфликтов.

Участники и гости конференции в тот же день присутствовали еще на двух символичных мероприятиях: в цитадели Нарын-кала была освящена звонница в память о православном храме, находившемся на центральной площади города до его разрушения в 30-е годы прошлого века, а на месте захоронения казаков – солдат Дербентского гарнизона эпохи Петра I, имена которых были недавно установлены по архивным документам, была совершена панихида.

Замечательные примеры многоэтничности и многоконфессиональности прошлого и настоящего Дербента, величие его памятников емко и лаконично выразил знаменитый Расул Гамзатов: «Дербент – нам Рим, Нарын-кала – Акрополь золотой, где светит нам история из мрака».

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

75